С чего началась маркировка?
Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» определены товары подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации и сроки введения маркировки.
25.12.2018 президентом РФ подписан Федеральный закон № 488 о внесении изменений в ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и с.4.4 и 4.5 в ФЗ № 54 «О применении ККТ при расчетах в РФ», в котором даны основные определения и условия создания информационной системы для отслеживания маркированных товаров. Распоряжением Правительства РФ №620-р от 3 апреля 2019 года оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировку средствами идентификации определено ООО «Оператор-ЦРПТ» (центр развития перспективных технологий).
Что происходит с маркировкой сейчас.
Для различных видов товаров, отдельными постановлениями правительства утверждены правила и сроки проведения маркировки.
ТАБАК
Постановление правительства от 28 февраля 2019 г. № 244 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции»
ОБУВЬ
Постановление правительства от 5 июля 2019 года № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров»
ВНИМАНИЕ! 29 февраля 2020 г. подписано Постановление Правительства РФ № 216 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860», (опубликовано 03.03.2020 г.) в котором устанавливаются новые сроки и этапы перехода к обязательной маркировке обуви.
Постановлением установлены следующие даты и этапы введения обязательной маркировки обуви:
ЛЕКАРСТВА
Постановление правительства от 14 декабря 2018 года №1557 «Об особенностях внедрения системы МДЛП»
ФОТОАППАРАТЫ
Постановление правительства от 31 декабря 2019 г. № 1953 «Об утверждении Правил маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении фототоваров»
ШИНЫ И ПОКРЫШКИ
Постановление правительства от 31 декабря 2019 г. № 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин»
ОДЕЖДА
Постановление правительства от 31 декабря 2019 г. № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности»
ДУХИ И ТУАЛЕТНАЯ ВОДА
Постановление правительства от 31 декабря 2019 г. № 1957 «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды»
Что будет потом?
К 2024 году практически все потребительские товары, которые продают, изготавливают и импортируют, должны быть промаркированы. Поэтому каждый владелец бизнеса уже сегодня должен подготовиться к внедрению системы и подать заявку на регистрацию в ней.
Вопрос - ответ
Какие товары подлежит обязательной маркировке?
В соответствии с постановлением Правительства № 792 от 28 апреля 2018 г. обязательной маркировке подлежит парфюмерная продукция, соответствующая коду Товарной Номенклатуры Внешне-Экономической Деятельности (ТН ВЭД) 3303, а также общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2) 20.42.11, а именно:
Как выглядит код маркировки? Из чего состоит код маркировки?
Код маркировки является буквенно-числовой последовательностью, преобразованной в формат двумерного штрихового кода DataMatrix, пример:
010460742867908321kv!ZpGGIa8J8V91TEST92dGVzdLU1QI9uOxJW/B3AHN8FOGXTyDBEVkR+j1oN2MI=
В код маркировки включаются четыре группы данных: код товара, индивидуальный серийный номер, ключ проверки, код проверки.
Ниже представлена структура кода маркировки.
Первые 2 символа «01» — идентификатор применения;
Следующие 14 символов «04607428679083» — код товара, GTIN;
Следующие 2 символа «21» — идентификатор применения;
Следующие 13 символов «kv!ZpGGIa8J8V» — уникальный серийный номер;
Следующие 2 символа «91» — идентификатор применения;
Следующие 4 символа «TEST» — ключ проверки;
Следующие 2 символа «92» — идентификатор применения;
Следующие 44 символа «dGVzdLU1QI9uOxJW/B3AHN8FOGXTyDBEVkR+j1oN2MI=» — код проверки.
Сколько стоит код на единицу продукции?
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08 мая 2019 г. № 577 утверждена плата за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в размере 50 копеек (без НДС). Цена включает формирование кода маркировки и предоставление его участнику оборота товара (УОТ) с использованием личного кабинета или с использованием интеграции системы маркировки с учетной системой УОТ (1С.Предприятие, SAP и пр. ERP).
Обязательно ли использование сервиса Электронного документооборота (ЭДО) при работе с маркированным товаром?
Да, использование инструментов электронного документооборота обязательно для осуществления функций передачи в систему сведений о приемке-передаче маркированных товаров. Для тех участников, кто не планирует подключаться к коммерческим операторам электронного документооборота, Оператор-ЦРПТ предоставит бесплатный сервис Эдо-lite для работы с маркированным товаром.
Как стать участником системы маркировки?
Для того, чтобы стать участником Государственной информационной системы мониторинга, необходимо пройти регистрацию https://markirovka.crpt.ru/login-kep и подписать заявку усиленной электронной подписью.
Может ли иностранное производство самостоятельно зарегистрироваться в ГИС МТ?
Нет, участником оборота парфюмерной продукции может быть только резидент Российской Федерации или аккредитованный филиал, иностранные предприятия не являются участниками оборота.
Как получить усиленную электронную цифровую подпись?
Если у Вас нет усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи, Вам необходимо обратиться в один из аккредитованных в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций удостоверяющих центров. После получения и установки УКЭП можете приступать к регистрации в ГИС МТ, Список аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров доступен на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/.
Как настроить взаимодействие моей учетной системы с системой ГИС МТ?
Взаимодействие учетных систем участников оборота и государственной информационной системы осуществляется посредством открытого протокола API, описание методов можно получить в личном кабинете участника оборота ГИС МТ в разделе Помощь.
Как осуществить передачу кодов в системе другому юридическому лицу?
Уведомления системы о передаче кодов маркировки другому юридическому лицу возможно через личный кабинет ГИС МТ (самостоятельно или через интеграцию учетной системы участника оборота с ГИС МТ по протоколу API), либо через формализованные документы (универсальный передаточный документ) оператора электронного документооборота, либо с использованием бесплатного функционала ГИС МТ ЭДО-lite. Все действия должны быть подписаны УКЭП отправителя и получателя и в ГИС МТ поменяется собственник товара.
Как передать код маркировки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если он не зарегистрировался в личном кабинете и не планирует это делать?
Если участник оборота парфюмерной продукции планирует осуществить отгрузку парфюмерной продукции лицу, не являющемуся участником, ГИС МТ ему необходимо оформить универсальный передаточный документ с указанием причины «отгрузка ЮЛ, не являющемуся участником оборота».
Что делать, если ко мне пришел товар без кода маркировки (код маркировки в процессе транспортировки потерялся)?
Если вы обнаружили на складе товар с утерянным кодом маркировки вам необходимо осуществить перемаркировку данного товара.
Что нужно сделать с кодом маркировки при порче товара?
В случае порчи товара код маркировки необходимо вывести из оборота с указанием причины списания данного кода.
Онлайн-магазины. Как работать с маркированным товаром?
В случае формирования заказа маркированная продукция должна быть выведена из оборота при отгрузке со склада поставщика, в период до доставки конечному потребителю.